РУ | EN

DANCE INVERSION

Международный фестиваль современного танца

Этнородина. Кубинское танго. Кристалл


Компания современного танца Кубы
Директор компании: Мигель А. Иглесиас-Феррер
Управляющий: Хорхе Брукс Гремпс
Педагог: Йоэрлис Брунет Аренсибия

Труппа:
Хавьер Агилера, Андрес Асканьо, Рауль Баррера, Лейна Гонсалес, Ньосбель О. Гонсалес, Эсвен С. Гонсалес, Эриберто Менесес, Пенелопа Морехон, Иосмали Ордоньес, Анабель Помар, Майкел Понс, Лаура Риос, Данни Родригес, Клаудиа Э. Родригес, Дайрон Ромеро, Норхе Седеньо, Ильяна Солис, Таис Суарес, Дженнифер Техеда, А. Аманда Фернандес, Виктор М. Фернандес, Стефани Харди, Хосе А. Элиас, Арелис Эрнандес.

Резиденты-хореографы:
Хорхе Абриль, Исидро Роландо, Норхе Седеньо, Хулио Сесар Иглесиас, Джордж Сеспедес.

Приглашенные хореографы:
Самир Акика, Рафаэль Боначела, Ицик Галили, Джанни ди Чикко, Хуан Крус Диас де Гарайо Эснаола, Кеннет Квамстрём, Тео Клинкард, Ян Линкенс, Анхельс Маргарит, Кэти Марстон, Педро Руис, Хоакин Сабате, Матс Эк.

Режиссер: Федерико Ромильо Родригес
Художник по свету и осветитель: Фернандо Хавьер Алонсо Коусо
Звукоинженер: Хосе Мануэль Мартинес де Вальдивьельсо
Менеджер по связям с общественностью: Хосе Эрнесто Гонсалес Москера
Изготовление костюмов: Тамара Гарсиа Маркес

Компания современного танца Кубы была основана Рамиро Гуэррой 25 сентября 1959 года, когда она выделилась из состава балетной труппы кубинского Национального театра. Первоначальное название компании – Ансамбль современного танца. В 1962 труппа стала называться Национальным ансамблем современного танца, а в 1974 получила название Национальная танцевальная компания Кубы. Сегодня ее возглавляет Мигель Иглесиас, танцевавший в труппе с 1975 года.
Компания сразу же получила неоспоримое международное признание. За все время своего существования она выпустила более трехсот спектаклей, приводивших в восторг зрителей разных стран, выступала с гастролями на самых престижных мировых сценах перед самой взыскательной аудиторией и заслужила одобрение многих балетных критиков. Начало ее триумфальному пути положил зарубежный дебют в театре Сары Бернар на пятом Фестивале Наций в Париже в 1961 году и выступления в московском Концертном зале им. П.И. Чайковского. в том же году. С этого момента Компания современного танца Кубы гастролирует на ведущих сценах всех континентов планеты.

В активном репертуаре Компании современного танца Кубы – широкий спектр произведений, раскрывающих универсальность труппы, колоссальные возможности ее уникального стиля интерпретации и гармоничную интеграцию с другими формами искусства в контексте современного танца. В них сочетаются разнообразные стили и манеры исполнения, в основе которых лежит традиционное для Кубы смешение испано-европейской и африканской культур.

Компания современного танца Кубы стоит у истоков всего кубинского контемпорари. Из этой труппы вышли самые заметные фигуры танцевального мира Кубы, в ней зародилось множество знаменательных проектов. Компания сохраняет дух новаторства, который был присущ ее основателям, и поддерживает их принципы. За счет этого она открыта любым тенденциям, возникающим в танцевальном мире, и готова пробовать их на себе, не забывая при этом о сущности своей техники как плавильного котла разных стилей.

Благодаря своей многогранности Компания современного танца Кубы является на сегодняшний день одной из наиболее универсальных трупп в мире, и своим огромным репертуаром демонстрирует способность воспринимать и интерпретировать самые разные танцевальные стили. Свой пятьдесят восьмой день рождения (25 сентября 2017 года) компания отпразднует выступлением в Москве, где последний раз гастролировала 32 года назад, и представит три спектакля последних лет: дерзкий «Кристалл» Хулио Сесара Иглесиаса; лиричное, современное и очень колоритное «Кубинское танго» Билли Кауи; и, наконец, «Этнородину» – размышление о чуткой и страстной кубинской душе.

Уникальность Компании современного танца Кубы основана на эстетических принципах, берущих начало в технике кубинского современного танца. Вот уже почти шесть десятков лет она пробует и перерабатывает все креативные достижения, которые могут предложить ее кубинские корни.
Хорхе Брукс Гремпс.

Кристалл
Продолжительность: 35 минут
Участвуют 16 танцовщиков
Хореограф: Хулио Сесар Иглесиас
Ассистенты хореографа: Томас Гуиларте, Крис де Фейтер
Музыка: Макс Ритчер; Джей-Лоутон; «Hagal» группы Wardruna; «Love is Blindness» Джека Уайта; «Hardest Day» группы Tropic of Cancer, «Sea Inside» Роберта Хайдена a.k.a. Desierto de los leones; композиции микширует вживую Джей-Лоутон
Художник по костюмам: Хулио Сесар Иглесиас
Художник по свету: Фернандо Алонсо

Собирая масштабный коллаж из множества элементов, Иглесиас в своей постановке исследует жизнь современной кубинской городской молодежи. В его хореографии свободная, безудержная экспрессивность сочетается с абстрактным контролем над телом и театральным танцем.
«Хрупкость, красота и стеклянная прозрачность».
(Мэрилин Гарби, «Ла Хирибилья», 25 октября 2014)

«Лучше всего этому спектаклю подходит определение “многогранный”. Хулио Сесар не просто реагирует на карибские реалии в стиле “Бури и натиска” – его хореография демонстрирует островные типажи, обогащая их знаниями и обычаями других географических регионов».
(Лаура Доминго Агуэро, «Ла Гасета де Куба», январь-февраль 2015)

«”Кристалл” предлагает нам анализ общества второй половины XX века с его скепсисом, агрессией, манипулятивностью, смешением границ между полами и отказом от индивидуального ради массовости. Танцовщики, воплощающие идеи хореографа, – великолепные актеры; их персонажи – плоть от плоти культурной индустрии, вырабатывающей стереотипы, которые нужно принять как норму, словно ничего важнее нет. Заряд иронии делает удовольствие еще острее – по крайней мере для зрителей.
Без сомнения, это произведение – жесткий социальный портрет, не имеющий срока годности, – станет большим репертуарным козырем для компании».
(Марта Санчес, портал OnCuba, сентябрь 2015).

Кубинское танго
Продолжительность: 29 минут
20 танцовщиков
Хореография, музыка и текст: Билли Кауи
Ассистенты хореографа: Лувьен Медерос, Томас Гуиларте, Хорхе Абриль
Видеодизайн: Силке Мансхольт
Художник по костюмам: Холли Мюррей
Вокал: Клара Гарсиа Фрайле
Скрипка: Тадаске Иидзима
Художники по свету: Фернандо Алонсо и Билли Кауи

Медленные и меланхоличные танцы «Кубинского танго» поэтично выявляют, как люди соблазняют друг друга. На фоне огромных черно-белых проекций детских рисунков и картин Пикассо Кауи изящно выстраивает танцовщиков в длинные, абсолютно синхронно двигающиеся ряды, а их томная грация заставляет зрителя фокусировать внимание на самых простых движениях.

«Симметричный поцелуй Билли Кауи.
Целуются крепко, страстно, симметрично; целуются раскачиваясь, передвигаясь, танцуя – танцуя в ритме танго. Британец Билли Кауи – музыкант, поэт и хореограф – в своем «Кубинском танго» доводит до абсолюта этот будничный уличный поцелуй наших дней. Точными фразами (будь то словесный или хореографический текст) он поэтически описывает способы соблазнения и элегантно развлекает публику под бокал легкого пива: ни привычного оппортунизма, ни ложной скромности в его спектакле нет. Кауи находит точную и динамичную модель, внутри которой его танцовщики могут сохранять определенную неформальную свободу, но в то же время должны подчиняться единообразию, установившемуся среди сегодняшнего кубинского общества. Эта модель универсальна, даже если не отражает самые запутанные аспекты жизни нашего острова».
(Андре Д’Абрё, «Ла Хирибилья», 27-27 февраля 2015)

«Компания современного танца Кубы не желает отдыхать.
Шотландец Билли Кауи поставил “Кубинское танго” за две недели.
Взрывные движения, физическая выносливость, импровизация: танцовщикам здесь приходится выйти из зоны комфорта. Но есть ли для них хоть что-то невозможное? Полной свободы движений у них нет, но все, что они могут сделать, они делают тщательно и безукоризненно. Они излучают нежность и уязвимость и жестикулируют с подчеркнутой выразительностью, то и дело поднимаясь на полупальцы.
Билли Кауи создал “балет о Кубе”: десять историй о Гаване вращаются вокруг любви, которой не суждена долгая жизнь. Параллельно разворачивается история о танце. Спектакль вдохновлен кубинской повседневностью: герои пьют на балконе пиво “Кристалл”, встречают друг друга на автобусной остановке, празднуют день Святого Валентина.
Мостом между историями, рассказанными в танце, служит голос рассказчицы. Каждая сцена коротка и продуманна.
Хореография наслаждается какофонией; свет и костюмы помогают создать обстановку, которая позволяет пристальнее разглядеть каждое движение и разгадать каждое намерение».
(Хосе Эрнесто Гонсалес Москера, «Контемпорари Куба», 15 февраля 2015)

Этнородина
Продолжительность: 30 минут
23 танцовщика
Хореограф: Джордж Сеспедес
Ассистент хореографа: Йоэрлис Брунет Аренсибия
Музыка: Nacional Electrónica; «Vete de mí» Эрманоса Эспозито в исполнении Игнасио Вилья a.k.a. Bola de nieve
Художник по костюмам: Джордж Сеспедес
Художник по свету: Ариэль Капоте Гранадо

«Один из моих коллег как-то сказал на репетиции “Кармины Бураны”: “В твоей хореографии мне видятся числа, а порой и сам Пифагор”. Это даже не числа – это арифметика войны. Джордж показывает в танце свое к ней отношение. Ключевой элемент в “Этнородине” – марш. Танцовщики маршируют с каменными лицами, словно вымуштрованный батальон, который не просто выполняет приказ, а делает то, что чего был рожден.
Два других элемента в «Этнородине», создающих ее органическое стилистическое единство – танец мамбо и кубинская национальная идентичность. За ее создание Джордж Сеспедес удостоился награды Союза писателей и артистов Кубы Критик Вильянуэва-2015 как лучший хореограф».
(Таис Гарсиа, «Ла Хирибилья», 06-12 февраля 2015)

 

photo Johan Persson